История

Предание о явлении Пресвятой Богородицы

«Иоанн Босой, из села Почаева, видел стоящую на скале Пречистую Деву Богородицу. Перед Нею стоял монах, который в скале обитал. Он поведал тому Иоанну Босому и мальчикам из села Почаева, пасшим овец на горе вблизи той скалы, что Пресвятая Богородица стояла на той скале. Там есть след Ее стопы. И всегда в той стопе есть чистая вода, которой врачуются разные недуги», – так рассказывает о предыстории Лавры книга «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрита Иоанникия Голятовского (известного украинского богослова XVII в.).

В книге «Гора Почаевская» (Почаев, 1772) событие описано подробнее: «Поскольку эта гора имеет в себе, как приуготовленный дом, естественную пещеру, в которой может обитать любой человек, то в течение многих лет в той пещере жили два инока… Как-то однажды некто из них, совершая свои молитвы, взошел на вершину горы, и увидел там Пресвятую Деву Богородицу, в столпе огненном на скале стоящую. Одновременно это же самое явление Матери Божией, и стоящего перед Нею инока, видел житель села Почаева по имени Иоанн, прозвищем Босой, пасший с отроками овец недалеко от той скалы на горе. И вот, удивленный таким видением, упомянутый выше Иоанн Босой немедля поспешил к инокам, вопрошая, что это было за явление. Ему ответили: «Это Пресвятая Богородица явилась в огненном столпе». И на том месте, где Она стояла, след правой ноги, наполненный водою, на камне изобразила».

Предполагаемое время явления

«Небо Новое» не указывает дату явления Пресвятой Богородицы. Обращая на это внимание, «Гора Почаевская» отмечает: «Только в дееписаниях монастыря Почаевского говорится, что Стопа Пречистой Девы… лет 416 назад изображена… полагаю, или в 1340, или в 1341».

Лаврская книга «Резюме историческое» (Epitome historica. Почаев, 1773) сообщает: «Описывает этой необыкновенной Стопы древность книга, в которой списки и рассказы о событиях монастыря ее, и судебные разбирательства прежних насельников отмечены, описывая возникновение обители Богородицы за лет 400 тому назад. Книга же сама в году 1662 есть списана».

Книга 1662 г. упоминается в описаниях Лавры 1859 и 1897 гг. (с датой 1661), которые утверждают, что приход иноков на Почаевскую гору отнесен в ней к 1240 г. Те же описания присваивают «Небу Новому» известие об основании монастыря в 1261 г. (описание Лавры 1870-х гг. приписывает «Небу Новому» указание на 1240 г.). В действительности же на 1260-е гг. указывает «Резюме», а на 1240-е гг. – «Гора» (в том случае, если под «дееписаниями» подразумевается книга 1662 г.).

В описании Лавры 1859 г. выдвигается предположение, что 1-ми пустынниками Почаева были иноки из разоренного монголами Киева, которых привлекла непокоренная твердыня Кременца и мощь Галицко-Волынского княжества. В описании 1897 г. эта гипотеза уже названа преданием.

Начальные документальные сведения о Почаеве

Впервые местность «Почаев» упоминается под 1450 г. в «Литовской метрике» как частное угодье; при этом о монастыре еще не сообщается – возможно, из-за отсутствия у пустынных иноков общины. В описаниях Лавры топоним «Почаев» связывается со словом «поча» («болотистое место», которое действительно существует в округе Лавры: Петр Рычков, Виктор Луц, 2000), или «чаяние» (Иларион Огиенко, 1961), киевской рекой Почайной (название которой могли «принести» иноки разоренного Киева: Владимир Зелинский, 1992), выражением «Поча Дева являть чудеса» (протоиерей Николай Трипольский, 1896; см. Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь).

■ 20 мая 1527 г. король Сигизмунд I предписал Кременецкому старосте Якову Монтовтовичу не присылать сборщика налогов к Василию Богдановичу Гойскому «до имения его Почаева на ярмарку в день Матери Божией Первой» (праздник Успения), поскольку имение Гойского исключено из юрисдикции Кременецкого замка. Однако, когда в 1545 г. королевские инспекторы составляли опись замка в Кременце, кременчане жаловались, что кременецкий подстароста взимает налоги «в Почаеве на Матерь Божию». 23 сент. 1557 г. Сигизмунд II Август выдал владельцу Почаева Иерофею Васильевичу Гойскому грамоту в подтверждение акта 1527 г.

Описания Лавры 1859 и 1897 гг. утверждают, что в грамоте 1557 г. упоминается издавна существующая при Почаевской горе каменная церковь Успения. Однако в опубликованном тексте грамоты прямого упоминания о каменном храме нет – свидетельством о нем может считаться факт проведения праздничной ярмарки. О том, что «при селе Почаеве с давних времен существует каменная церковь в честь Успения», сообщает грамота Анны Гойской 1597 г. (см. Предание о чудотворной иконе). Под той же датой о «церкви уже при скале готовой, храма Успения… сооруженной трудами иноков, на милостыню, принимаемую от благодетелей», упоминает «Гора Почаевская» (1772).

Чудотворная икона и учреждение монастыря

Как сообщает «Гора Почаевская», в 1559 г. через имение Анны Гойской проезжал греческий митрополит Неофит; из страннолюбия и благоговения к путнику, Гойская пригласила его отдохнуть у нее в поместье от дальней дороги. Прощаясь, иерарх подарил Гойской икону Пресвятой Богородицы, которая с той поры много лет находилась в дворцовой часовне; со временем, замечая исходящий от иконы свет, служанки поведали о нем госпоже, но та не поверила; не поверила она и тогда, когда сама увидела сияющую икону во сне; когда же видение повторилось с ней наяву, Гойская распорядилась зажечь у святыни лампаду и посоветовала слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. После молитвы Филипп прозрел, и в 1597 г. Гойская перенесла святыню в Почаев, вручив ее «там в пещере обитающим инокам».

В том же 1597 г. Анна Гойская учредила при храме Успения общежительный монастырь, которому даровала средства на содержание (включая земли): об этом сообщают грамота жертвовательницы и «Гора Почаевская».

Документальные источники сообщают о пребывании митрополита Неофита в Украине в нач. XVII в. (в 1612 г. он совершил освящение храмов в Киево-Межигорском монастыре, а в Киево-Печерской Лавре – рукоположение нескольких иеромонахов и иеродиаконов, в 1620 г. участвовал в восстановлении православного епископата Киевской Митрополии). Сохранился реестр вещей, взятых им из Почаевского монастыря (документ подписан самим иерархом в год кончины Гойской – 1617). С учетом приведенных данных, дата встречи митрополита Неофита с благодетельницей Лавры требует уточнения.

Прп. Иов Почаевский

В 1-й пол. XVII в. настоятелем монастыря был прп. Иов Почаевский, в миру Иоанн Железо. Уроженец Покутья, он в юные годы принял монашество и священство в Угорницком монастыре, после чего стал известным подвижником. Князь Василий-Константин Острожский пригласил прп. Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, прп. Иов тайно ушел в Почаев, однако и здесь был избран игуменом. Перед почаевской братией он во всем являл образец монашеских добродетелей. Для сугубой молитвы прп. Иов иногда уходил на несколько дней в каменную пещеру (однажды, когда подвижник молился в ней, храм монастыря в течение 2 часов был наполнен чудесным светом). «Житие» приводит яркий пример милосердия прп. Иова: как-то ночью игумен заметил на монастырском гумне вора, еле передвигавшегося от тяжести мешка; при виде старца, излучавшего святость, вор сначала оцепенел, а когда опомнился, – пал к его ногам с мольбой никому не рассказывать о краже (потому что многим был знаком в округе); прп. Иов помог несчастному взвалить мешок на плечи и со смирением повелел больше не воровать – ради заповеди и Суда Божьего.

При прп. Иове обитель постигло тяжелое испытание: наследник Гойской лютеранин Андрей Фирлей отнял у иноков землю и запретил пользоваться водой в долинах. Уповая на помощь Божию, игумен с братией высек на вершине холма глубокий колодец и добыл воду. В ответ слуги Фирлея ограбили в 1623 г. обитель, забрав и чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии Фирлей возвратил в монастырь икону, будучи вразумлен чудом: однажды, будучи навеселе, он одел супругу в священнические одежды и повелел танцевать с иконой в руках, и с женщиной случился припадок беснования.

■ Ок. 1649 г. помещики Феодор и Ева Домашевские возвели в обители каменный храм Св. Троицы. 28 окт. 1651 г. прп. Иов мирно почил 100-летним старцем. Через 7 лет он несколько раз являлся во сне Киевскому митрополиту Дионисию (Балабану) и велел обрести свои мощи, что и было исполнено 28 авг. 1659 г. След Стопы Пресвятой Богородицы с цельбоносным источником, чудотворная икона Божией Матери и нетленные мощи прп. Иова – три святыни, через которые множество людей обрело у Господа исцеление от недугов и утешение в скорбях.

Чудесное спасение от осман

Во время «Збаражской войны» между Османской империей и Польшей, 21 июля 1675 г., монастырь окружило турецкое войско. Взять обитель сходу не удалось: она имела небольшие укрепления, на ее территории находились воины и паломники, которые организовали оборону. Братия усердно молилась. На 3-й день осады, когда силы уже покидали осажденных, а противник начал решающий штурм, монастырь был спасен: по преданию, в небе над ним явилась Божия Матерь с воинством ангелов; турки посылали в небесных воинов стрелы, которые возвращались и поражали атакующих; войско противника обратилось в бегство, а христиане стали преследовать турок и даже сумели взять пленных (некоторые из пленников впоследствии приняли христианство и остались на послушании в монастыре).

Подробный рассказ об этих событиях приводит «Гора Почаевская» (1772); впервые он был отражен в рукописях кон. XVII в. (с уточнением, что в момент явления Пресвятой Богородицы очевидцы видели и молящегося перед Нею прп. Иова). О чудесном спасении Лавры от турок сложены народные песни (самая известная из них – «Ой, зійшла зоря»). Подлинность осады и внезапного отступления противника (что в любом случае – чудо) признают даже те из историков, кто пытался выдвинуть рационалистические гипотезы о причинах ухода осман (получение турками приказа немедленно выступать к Львову или стремительная атака со стороны отряда польских крылатых гусар).

Униатский период

В нач. XVIII в. обитель приняла унию. По милости Божией, в униатский период святыни Почаева были прославлены новыми чудесами. Во 2-й пол. XVIII в. усердным благотворителем монастыря стал граф Николай Потоцкий. О том, с чего началось его трепетное отношение к Лавре, сообщают 2 предания. По одному из них, ок. 1759 г. с графом случилось дорожное происшествие в окрестностях монастыря: что-то испугало лошадей, и они опрокинули коляску вельможи; Потоцкий в ярости выхватил пистолет, чтобы застрелить кучера, однако, пока обреченный слуга молитвенно взирал на купола Почаева, оружие трижды дало осечку; придя в себя и осознав факт чуда, граф отправился в Лавру и принес раскаяние в своей жестокости. По другой версии, Потоцкий однажды зашел в обитель во время проповеди, которая глубоко коснулась его сердца. Вельможа оставил прежний разгульный образ жизни и направил свои огромные материальные средства на украшение Лавры и прославление чудотворной иконы. Он произвел в монастыре грандиозные перестройки (см. Архитектура) и организовал 8 сент. 1773 г. торжество коронации Почаевской иконы Божией Матери, означавшее признание этого образа чудотворным со стороны католического духовенства.

Продолжение истории

В 1831 г. обитель возвращена православным. Тогда же было решено закрепить за ней почетное звание Лавры, появившееся при униатах (решение окончательно утверждено в 1833 г.: на исторических землях Руси появилась 4-я официально титулованная Лавра – после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской). В том же году в Лавре поместили резиденцию архиерея Волынской епархии, простиравшейся до Житомира (в 1841 г. епархиальное управле­ние перевели в Житомир, но и после этого архиереи приезжали в Лавру и подолгу жили в ней). С 1869 г. при Лавре действовало научно-ремесленное училище (с 1880-х гг. – церковноприходская школа), а в 1890-1891 гг. – церковноучилищная школа.

Во время 1-й мировой войны (с авг. 1915 по май 1916 гг.) Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир эвакуировали чудотворную икону и мощи прп. Иова (обе святыни пробыли там до 1918 г.). Часть братии перешла в другие монастыри. Ок. 30 человек приняли решение остаться. Австрийцы отправили их всех в лагерь военнопленных, кроме 80-летнего архимандрита Николая, который, при попытке выдворить его из кельи, схватился за койку и категорически отказался подчиняться (в итоге непрошеные гости смирились, и полного оставления Лавры монашествующими не произошло). Здания обители австрийцы использовали по-своему: в Успенском соборе устроили костел, в архиерейском доме – ресторан (где не постыдились сделать на стенах порнографические рисунки), в трапезной – кинотеатр. В 1921-1939 гг. Почаев входил в состав Польской республики, что избавило Лавру от участи многих храмов и монастырей, закрытых и уничтоженных в других уголках Руси (на территории СССР). В кон. 1920-х обитель содержала 2 детских приюта. В 1941 г. в Лавре состоялся собор, учредивший, в связи с началом Великой Отечественной войны, Автономную Православную Церковь на территории оккупированных нацистами епархий Русской Церкви.

В 1951-1957 гг. в монастыре подвизался прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Другой великий подвижник Лавры – прп. Амфилохий Почаевский (Головатюк, 18941971; память: 1 янв. н. ст. – в день преставления; 12 мая н. ст. – в день прославления в лике святых). Уроженец Тернопольщины, он в 1925 г. пришел в обитель мирянином Иаковом, а оставил ее в 1962 г. игуменом Иосифом (Амфилохий – схимническое имя, принятое им позже). Имея от Бога дары прозорливости и исцелений, подвижник многим помог избавиться от душевных и телесных недугов. К нему приезжали тысячи людей. Общаясь с теми, кто исцелился по его молитвам, светские врачи поражались точности диагнозов, которые он ставил, не имея диплома специалиста. Для богоборческих властей деятельность прп. Амфилохия была источником постоянного раздражения. Когда, в разгар давления на Лавру с целью ее закрытия, старец выхватил у милиционера ключи Свято-Троицкого собора (отобранные у братии), появился повод для расправы: вскоре подвижника насильно увезли из Лавры в психиатрическую больницу, откуда о. Амфилохия вызволила исцеленная по его молитвам дочь Сталина Светлана Аллилуева. С тех пор старец обитал и принимал людей в родном с. Малая Иловица (Шумский район).

В 1960-х гг. гражданские власти всячески пытались закрыть Лавру: отняли землю и часть зданий, душили обитель налогами, врывались в кельи, увозили иноков в психиатрические больницы или отнимали паспорта (чтобы поставить штамп о выписке из Почаева, а позже арестовать за нарушение паспортного режима), закрывали доступ в монастырь паломникам и устраивали на них облавы (известны 2 случая изнасилования во время этих облав верующих девушек с летальным исходом). Один старый лаврский архимандрит, ветеран Великой Отечественной вспоминал: «Я прошел всю войну, был под обстрелом много раз, но здесь – я вам скажу точно, – здесь было хуже. На сердце хуже было». Тем не менее, богоборцам не удалось сломить дух братии и прихожан – Лавра выстояла. Когда в 1988 г. гонения на веру в СССР прекратились, многие иноки Лавры приняли участие в возрождении других обителей и храмов Украины. В 1991 г. при Лавре было открыто духовное училище, обретшее в 1994 г. статус Почаевской Духовной Семинарии. С 1997 г. Лавра является Ставропигией Предстоятеля Украинской Православной Церкви. С 2000 г. наместник Лавры носит сан епископа с титулом «Почаевский» (с 2006 г. – архиеп.; с 2012 г. – митрополит).