Предание о явлении Пресвятой Богородицы
■ «Иоанн Босой, из села Почаева, видел стоящую на скале Пречистую Деву Богородицу. Перед Нею стоял монах, который в скале обитал. Он поведал тому Иоанну Босому и мальчикам из села Почаева, пасшим овец на горе вблизи той скалы, что Пресвятая Богородица стояла на той скале. Там есть след Ее стопы. И всегда в той стопе есть чистая вода, которой врачуются разные недуги», – так рассказывает о предыстории Лавры книга «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрита Иоанникия Голятовского (известного украинского богослова XVII в.).
■ В книге «Гора Почаевская» (Почаев, 1772) событие описано подробнее: «Поскольку эта гора имеет в себе, как приуготовленный дом, естественную пещеру, в которой может обитать любой человек, то в течение многих лет в той пещере жили два инока… Как-то однажды некто из них, совершая свои молитвы, взошел на вершину горы, и увидел там Пресвятую Деву Богородицу, в столпе огненном на скале стоящую. Одновременно это же самое явление Матери Божией, и стоящего перед Нею инока, видел житель села Почаева по имени Иоанн, прозвищем Босой, пасший с отроками овец недалеко от той скалы на горе. И вот, удивленный таким видением, упомянутый выше Иоанн Босой немедля поспешил к инокам, вопрошая, что это было за явление. Ему ответили: «Это Пресвятая Богородица явилась в огненном столпе». И на том месте, где Она стояла, след правой ноги, наполненный водою, на камне изобразила».
Предполагаемое время явления
■ «Небо Новое» не указывает дату явления Пресвятой Богородицы. Обращая на это внимание, «Гора Почаевская» отмечает: «Только в дееписаниях монастыря Почаевского говорится, что Стопа Пречистой Девы… лет 416 назад изображена… полагаю, или в 1340, или в 1341».
■ Лаврская книга «Резюме историческое» (Epitome historica. Почаев, 1773) сообщает: «Описывает этой необыкновенной Стопы древность книга, в которой списки и рассказы о событиях монастыря ее, и судебные разбирательства прежних насельников отмечены, описывая возникновение обители Богородицы за лет 400 тому назад. Книга же сама в году 1662 есть списана».
■ Книга 1662 г. упоминается в описаниях Лавры 1859 и 1897 гг. (с датой 1661), которые утверждают, что приход иноков на Почаевскую гору отнесен в ней к 1240 г. Те же описания присваивают «Небу Новому» известие об основании монастыря в 1261 г. (описание Лавры 1870-х гг. приписывает «Небу Новому» указание на 1240 г.). В действительности же на 1260-е гг. указывает «Резюме», а на 1240-е гг. – «Гора» (в том случае, если под «дееписаниями» подразумевается книга 1662 г.).
■ В описании Лавры 1859 г. выдвигается предположение, что 1-ми пустынниками Почаева были иноки из разоренного монголами Киева, которых привлекла непокоренная твердыня Кременца и мощь Галицко-Волынского княжества. В описании 1897 г. эта гипотеза уже названа преданием.
Начальные документальные сведения о Почаеве
■ Впервые местность «Почаев» упоминается под 1450 г. в «Литовской метрике» как частное угодье; при этом о монастыре еще не сообщается – возможно, из-за отсутствия у пустынных иноков общины. В описаниях Лавры топоним «Почаев» связывается со словом «поча» («болотистое место», которое действительно существует в округе Лавры: Петр Рычков, Виктор Луц, 2000), или «чаяние» (Иларион Огиенко, 1961), киевской рекой Почайной (название которой могли «принести» иноки разоренного Киева: Владимир Зелинский, 1992), выражением «Поча Дева являть чудеса» (протоиерей Николай Трипольский, 1896; см. Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь).
■ 20 мая 1527 г. король Сигизмунд I предписал Кременецкому старосте Якову Монтовтовичу не присылать сборщика налогов к Василию Богдановичу Гойскому «до имения его Почаева на ярмарку в день Матери Божией Первой» (праздник Успения), поскольку имение Гойского исключено из юрисдикции Кременецкого замка. Однако, когда в 1545 г. королевские инспекторы составляли опись замка в Кременце, кременчане жаловались, что кременецкий подстароста взимает налоги «в Почаеве на Матерь Божию». 23 сент. 1557 г. Сигизмунд II Август выдал владельцу Почаева Иерофею Васильевичу Гойскому грамоту в подтверждение акта 1527 г.
■ Описания Лавры 1859 и 1897 гг. утверждают, что в грамоте 1557 г. упоминается издавна существующая при Почаевской горе каменная церковь Успения. Однако в опубликованном тексте грамоты прямого упоминания о каменном храме нет – свидетельством о нем может считаться факт проведения праздничной ярмарки. О том, что «при селе Почаеве с давних времен существует каменная церковь в честь Успения», сообщает грамота Анны Гойской 1597 г. (см. Предание о чудотворной иконе). Под той же датой о «церкви уже при скале готовой, храма Успения… сооруженной трудами иноков, на милостыню, принимаемую от благодетелей», упоминает «Гора Почаевская» (1772).
Чудотворная икона и учреждение монастыря
■ Как сообщает «Гора Почаевская», в 1559 г. через имение Анны Гойской проезжал греческий митрополит Неофит; из страннолюбия и благоговения к путнику, Гойская пригласила его отдохнуть у нее в поместье от дальней дороги. Прощаясь, иерарх подарил Гойской икону Пресвятой Богородицы, которая с той поры много лет находилась в дворцовой часовне; со временем, замечая исходящий от иконы свет, служанки поведали о нем госпоже, но та не поверила; не поверила она и тогда, когда сама увидела сияющую икону во сне; когда же видение повторилось с ней наяву, Гойская распорядилась зажечь у святыни лампаду и посоветовала слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. После молитвы Филипп прозрел, и в 1597 г. Гойская перенесла святыню в Почаев, вручив ее «там в пещере обитающим инокам».
■ В том же 1597 г. Анна Гойская учредила при храме Успения общежительный монастырь, которому даровала средства на содержание (включая земли): об этом сообщают грамота жертвовательницы и «Гора Почаевская».
■ Документальные источники сообщают о пребывании митрополита Неофита в Украине в нач. XVII в. (в 1612 г. он совершил освящение храмов в Киево-Межигорском монастыре, а в Киево-Печерской Лавре – рукоположение нескольких иеромонахов и иеродиаконов, в 1620 г. участвовал в восстановлении православного епископата Киевской Митрополии). Сохранился реестр вещей, взятых им из Почаевского монастыря (документ подписан самим иерархом в год кончины Гойской – 1617). С учетом приведенных данных, дата встречи митрополита Неофита с благодетельницей Лавры требует уточнения.
Прп. Иов Почаевский
■ В 1-й пол. XVII в. настоятелем монастыря был прп. Иов Почаевский, в миру Иоанн Железо. Уроженец Покутья, он в юные годы принял монашество и священство в Угорницком монастыре, после чего стал известным подвижником. Князь Василий-Константин Острожский пригласил прп. Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, прп. Иов тайно ушел в Почаев, однако и здесь был избран игуменом. Перед почаевской братией он во всем являл образец монашеских добродетелей. Для сугубой молитвы прп. Иов иногда уходил на несколько дней в каменную пещеру (однажды, когда подвижник молился в ней, храм монастыря в течение 2 часов был наполнен чудесным светом). «Житие» приводит яркий пример милосердия прп. Иова: как-то ночью игумен заметил на монастырском гумне вора, еле передвигавшегося от тяжести мешка; при виде старца, излучавшего святость, вор сначала оцепенел, а когда опомнился, – пал к его ногам с мольбой никому не рассказывать о краже (потому что многим был знаком в округе); прп. Иов помог несчастному взвалить мешок на плечи и со смирением повелел больше не воровать – ради заповеди и Суда Божьего.
■ При прп. Иове обитель постигло тяжелое испытание: наследник Гойской лютеранин Андрей Фирлей отнял у иноков землю и запретил пользоваться водой в долинах. Уповая на помощь Божию, игумен с братией высек на вершине холма глубокий колодец и добыл воду. В ответ слуги Фирлея ограбили в 1623 г. обитель, забрав и чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии Фирлей возвратил в монастырь икону, будучи вразумлен чудом: однажды, будучи навеселе, он одел супругу в священнические одежды и повелел танцевать с иконой в руках, и с женщиной случился припадок беснования.
■ Ок. 1649 г. помещики Феодор и Ева Домашевские возвели в обители каменный храм Св. Троицы. 28 окт. 1651 г. прп. Иов мирно почил 100-летним старцем. Через 7 лет он несколько раз являлся во сне Киевскому митрополиту Дионисию (Балабану) и велел обрести свои мощи, что и было исполнено 28 авг. 1659 г. След Стопы Пресвятой Богородицы с цельбоносным источником, чудотворная икона Божией Матери и нетленные мощи прп. Иова – три святыни, через которые множество людей обрело у Господа исцеление от недугов и утешение в скорбях.
Чудесное спасение от осман
■ Во время «Збаражской войны» между Османской империей и Польшей, 21 июля 1675 г., монастырь окружило турецкое войско. Взять обитель сходу не удалось: она имела небольшие укрепления, на ее территории находились воины и паломники, которые организовали оборону. Братия усердно молилась. На 3-й день осады, когда силы уже покидали осажденных, а противник начал решающий штурм, монастырь был спасен: по преданию, в небе над ним явилась Божия Матерь с воинством ангелов; турки посылали в небесных воинов стрелы, которые возвращались и поражали атакующих; войско противника обратилось в бегство, а христиане стали преследовать турок и даже сумели взять пленных (некоторые из пленников впоследствии приняли христианство и остались на послушании в монастыре).
■ Подробный рассказ об этих событиях приводит «Гора Почаевская» (1772); впервые он был отражен в рукописях кон. XVII в. (с уточнением, что в момент явления Пресвятой Богородицы очевидцы видели и молящегося перед Нею прп. Иова). О чудесном спасении Лавры от турок сложены народные песни (самая известная из них – «Ой, зійшла зоря»). Подлинность осады и внезапного отступления противника (что в любом случае – чудо) признают даже те из историков, кто пытался выдвинуть рационалистические гипотезы о причинах ухода осман (получение турками приказа немедленно выступать к Львову или стремительная атака со стороны отряда польских крылатых гусар).
Униатский период
В нач. XVIII в. обитель приняла унию. По милости Божией, в униатский период святыни Почаева были прославлены новыми чудесами. Во 2-й пол. XVIII в. усердным благотворителем монастыря стал граф Николай Потоцкий. О том, с чего началось его трепетное отношение к Лавре, сообщают 2 предания. По одному из них, ок. 1759 г. с графом случилось дорожное происшествие в окрестностях монастыря: что-то испугало лошадей, и они опрокинули коляску вельможи; Потоцкий в ярости выхватил пистолет, чтобы застрелить кучера, однако, пока обреченный слуга молитвенно взирал на купола Почаева, оружие трижды дало осечку; придя в себя и осознав факт чуда, граф отправился в Лавру и принес раскаяние в своей жестокости. По другой версии, Потоцкий однажды зашел в обитель во время проповеди, которая глубоко коснулась его сердца. Вельможа оставил прежний разгульный образ жизни и направил свои огромные материальные средства на украшение Лавры и прославление чудотворной иконы. Он произвел в монастыре грандиозные перестройки (см. Архитектура) и организовал 8 сент. 1773 г. торжество коронации Почаевской иконы Божией Матери, означавшее признание этого образа чудотворным со стороны католического духовенства.
Продолжение истории
■ В 1831 г. обитель возвращена православным. Тогда же было решено закрепить за ней почетное звание Лавры, появившееся при униатах (решение окончательно утверждено в 1833 г.: на исторических землях Руси появилась 4-я официально титулованная Лавра – после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской). В том же году в Лавре поместили резиденцию архиерея Волынской епархии, простиравшейся до Житомира (в 1841 г. епархиальное управление перевели в Житомир, но и после этого архиереи приезжали в Лавру и подолгу жили в ней). С 1869 г. при Лавре действовало научно-ремесленное училище (с 1880-х гг. – церковноприходская школа), а в 1890-1891 гг. – церковноучилищная школа.
■ Во время 1-й мировой войны (с авг. 1915 по май 1916 гг.) Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир эвакуировали чудотворную икону и мощи прп. Иова (обе святыни пробыли там до 1918 г.). Часть братии перешла в другие монастыри. Ок. 30 человек приняли решение остаться. Австрийцы отправили их всех в лагерь военнопленных, кроме 80-летнего архимандрита Николая, который, при попытке выдворить его из кельи, схватился за койку и категорически отказался подчиняться (в итоге непрошеные гости смирились, и полного оставления Лавры монашествующими не произошло). Здания обители австрийцы использовали по-своему: в Успенском соборе устроили костел, в архиерейском доме – ресторан (где не постыдились сделать на стенах порнографические рисунки), в трапезной – кинотеатр. В 1921-1939 гг. Почаев входил в состав Польской республики, что избавило Лавру от участи многих храмов и монастырей, закрытых и уничтоженных в других уголках Руси (на территории СССР). В кон. 1920-х обитель содержала 2 детских приюта. В 1941 г. в Лавре состоялся собор, учредивший, в связи с началом Великой Отечественной войны, Автономную Православную Церковь на территории оккупированных нацистами епархий Русской Церкви.
■ В 1951-1957 гг. в монастыре подвизался прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Другой великий подвижник Лавры – прп. Амфилохий Почаевский (Головатюк, 1894†1971; память: 1 янв. н. ст. – в день преставления; 12 мая н. ст. – в день прославления в лике святых). Уроженец Тернопольщины, он в 1925 г. пришел в обитель мирянином Иаковом, а оставил ее в 1962 г. игуменом Иосифом (Амфилохий – схимническое имя, принятое им позже). Имея от Бога дары прозорливости и исцелений, подвижник многим помог избавиться от душевных и телесных недугов. К нему приезжали тысячи людей. Общаясь с теми, кто исцелился по его молитвам, светские врачи поражались точности диагнозов, которые он ставил, не имея диплома специалиста. Для богоборческих властей деятельность прп. Амфилохия была источником постоянного раздражения. Когда, в разгар давления на Лавру с целью ее закрытия, старец выхватил у милиционера ключи Свято-Троицкого собора (отобранные у братии), появился повод для расправы: вскоре подвижника насильно увезли из Лавры в психиатрическую больницу, откуда о. Амфилохия вызволила исцеленная по его молитвам дочь Сталина Светлана Аллилуева. С тех пор старец обитал и принимал людей в родном с. Малая Иловица (Шумский район).
■ В 1960-х гг. гражданские власти всячески пытались закрыть Лавру: отняли землю и часть зданий, душили обитель налогами, врывались в кельи, увозили иноков в психиатрические больницы или отнимали паспорта (чтобы поставить штамп о выписке из Почаева, а позже арестовать за нарушение паспортного режима), закрывали доступ в монастырь паломникам и устраивали на них облавы (известны 2 случая изнасилования во время этих облав верующих девушек с летальным исходом). Один старый лаврский архимандрит, ветеран Великой Отечественной вспоминал: «Я прошел всю войну, был под обстрелом много раз, но здесь – я вам скажу точно, – здесь было хуже. На сердце хуже было». Тем не менее, богоборцам не удалось сломить дух братии и прихожан – Лавра выстояла. Когда в 1988 г. гонения на веру в СССР прекратились, многие иноки Лавры приняли участие в возрождении других обителей и храмов Украины. В 1991 г. при Лавре было открыто духовное училище, обретшее в 1994 г. статус Почаевской Духовной Семинарии. С 1997 г. Лавра является Ставропигией Предстоятеля Украинской Православной Церкви. С 2000 г. наместник Лавры носит сан епископа с титулом «Почаевский» (с 2006 г. – архиеп.; с 2012 г. – митрополит).