Архитектура

Планировка

Занимаемая Лаврой Почаевская гора поднимается над окрестностями на высоту ок. 70 м. Вершина горы представляет собой Г-образное в очертаниях плато, ориентированное исходящим углом на северо-запад. Во входящем углу расположена широкая терраса с уклоном к востоку. На плато возвышаются главные сооружения: Успенский собор с примыкающим Братским корпусом, колокольня, собор Св. Троицы. На склонах холма находится еще несколько зданий, формирующих, вместе с соборами и колокольней, ядро архитектурного ансамбля, в частности – грандиозный собор Преображения Господня, сооружаемый к северу от Братского корпуса.

Входные и внутренние пути

В обитель ведут 3 пути: Св. врата – с востока, Экономические ворота – с запада, тоннель под гостиничными корпусами – с севера, от стоянки паломнических автобусов. Св. врата находятся вблизи пересечения главных улиц Почаева; внутри Лавры от Св. врат берут начало аллеи, ведущие к паперти-балюстраде Успенского собора и сквозному проходу сквозь крылья каре и внутренний дворик Братского корпуса, а также широкая лестница к собору Св.Троицы. К Экономическим воротам поднимается дорога, идущая от осевой улицы Почаева в обход монастырской «Экономии» (хозяйственного двора юго-западнее горы); снаружи ворот устроен объезд (и обход) на север – к стоянке паломнических автобусов (основная дорога к стоянке проведена от здания семинарии, расположенного за пределами Лавры – восточнее Св. врат); внутри Лавры от Экономических ворот расходятся пути к собору Св.Троицы и аллее между Братским корпусом и Св. вратами. Тоннель от стоянки паломнических автобусов (расположена на террасе северного склона горы, отделена от вершины гостиничными корпусами и зданием Преображенского собора) выходит к дороге между Экономическими воротами и собором Св.Троицы (альтернативным тоннелю путем является обход вокруг Преображенского собора к Экономическим воротам).

Архитектура

2-ярусное здание Св. врат (классицизм, 1835), с проездом в нижнем ярусе, венчает нижний «торец» террасы во входящем углу лаврского плато. С южной стороны террасу очерчивает подпорная стена 1820-х гг. с массивными контрфорсами. В юго-восточном углу террасы, опираясь южным продольным фасадом на подпорную стену, располагается архиерейский корпус (классицизм, 1820-1825): изначально он был предназначен для находившегося в Лавре при униатах регионального руководства монастырей, а после возвращения обители в Православие стал резиденцией правящих архиереев Волынской епархии (ныне часть здания занимает одна из книжных и иконных лавок). В кон. XIX в. на ближайшем к балюстраде Успенского собора контрфорсе построена 2-этажная каменная лавка (1-й ее этаж расположен ниже уровня террасы), которую в нач. XXI в. увенчали церковным куполом.

Угол между аллеей к Братскому корпусу и лестницей к Свято-Троицкому собору венчает часовня 400-летия перенесения чудотворной иконы Божией Матери в Почаев (1997). Примерно на середине пути от Св. врат к Братскому корпусу, на северной стороне указанной аллеи, установлена сень для богослужений в большие летние праздники. На небольшом удалении к юго-западу, на противоположной стороне аллеи – возвышается часовня 2000-летия Рождества Христова.

Успенский собор

Храм возвышается на мысу юго-западной части плато. Со времени ок. 1649 г. здесь стоял каменный Свято-Троицкий храм, возведенный на средства Феодора и Евы Домашевских. Между 1730-1736 гг. униатская братия заготовила кирпич для строительства нового храма, но постройка осуществилась лишь во 2-й пол. XVIII в. усердием графа Потоцкого; впрочем, долгое ожидание братии было вознаграждено: благодаря обильным пожертвованиям и заботам графа, новый собор не только превзошел то, что могли бы себе позволить иноки-униаты, если бы действовали самостоятельно, но стал одним из самых выдающихся храмов того времени во всем крае. Намерение взять на себя возведение нового храма Потоцкий высказал еще в 1761 г. Но архитекторы, с которыми проводились предварительные консультации, предлагали разные решения, и это оттягивало начало работ.

В 1771 г. сооружение собора и примыкающего Братского корпуса начал архитектор Г. Гофман. Храм был ориентирован алтарем на север: лишь таким образом удавалось оставить внутри здания место с отпечатком Стопы Пресвятой Богородицы и одновременно согласовать размеры собора с рельефом холма. Переехав жить в обитель, Потоцкий лично наблюдал за работами. Пока шла начальная стадия строительства, старый храм Св. Троицы стал свидетелем торжества коронации Почаевской иконы Божией Матери в 1773 г. Позже его разобрали. Был разобран и древний Успенский храм, часть кладки которого вошла в состав опорных сооружений под южным фасадом собора. В 1775 г. поправки в проект собора внесла комиссия во главе с П. Полиевским. В том же году работы продолжил архитектор К. Кульчицкий.

В 1780 г. собор был освящен для временного богослужения. Но в 1781 г. обрушилась одна из внутренних колонн храма: сказался просчет в отношении последовательности возведения арок сводов. Тем не менее, в конце указанного года мастер Н. Чернецкий уже начал делать кровлю. Он же построил в 1782 г. завершения 2-х башен на углах южного фасада. В том же году почил граф Потоцкий. Перед кончиной он принял униатский постриг в монашество, а погребен был в склепе под собором. В 1784 г. мастер П. Золотницкий окончил сооружение купола. В 1790 г. братия подписала контракт с М. Полиевским (братом П. Полиевского) на завершение других построек. В 1822 г. состоялось новое освящение храма. В 1879 г. над алтарем собора возведена соответствующая архитектуре храма каменная башенка, которая уравновесила силуэт сооружения.

Собор представляет собой вытянутую с юга на север базилику, разделенную внутренними колоннами на 3 продольных нефа, из которых средний выше боковых и имеет в центре равновысокие перпендикулярные ответвления. Центральное средокрестие храма венчает массивный шлемовидный купол с «фонариком», к углам южного фасада примыкают под углом 45 градусов стройные многоярусные башенки. Собор величествен и изящен, сочетает в своем облике черты барокко и классицизма. Посетивший Почаев в 1842 г. российский император Николай I оценил храм и Братский корпус как «произведение дерзкой архитектуры» (полагают, что эти слова, хоть и в своеобразной форме, выражали восхищение самодержца). Высота собора достигает 56 м при длине 54 и ширине 40.

Нынешний внутренний вид храма сформировался в XIX в. Сохранились здесь и частицы более раннего убранства. Иконостас, именуемый Царским, подарен российским императором Александром II в память визита в Лавру в 1859 г. и установлен в 1861 г. Над уровне 3-го яруса иконостаса, над изображением Тайной Вечери, на лентах укреплена чудотворная Почаевская икона Божией Матери (в ранние утренние часы, по установленному в обители порядку, святыня опускается на уровень человеческого роста для целования молящимися).

В юго-восточной части собора, в подножии одной из колонн (на стороне, обращенной внутрь центрального нефа), в 1883 г. установлен киот над местом, где ниже уровня пола храма покоится участок скалы со следом Стопы Пресвятой Богородицы. Подходя сюда и прикладываясь к изображению Стопы, верующие получают из рук иеромонаха воду, до сих пор источаемую из чудотворного следа на камне.

Над киотом обращают на себя внимание 2 пилястры, которые отличаются от остальных пилястр собора тем, что не расписаны живописью, а покрыты зеркалами – этот элемент убранства остался со времен униатов. С тех же времен сохранились укрепленные на стенах собора по внутреннему периметру центрального нефа большие иконы в позолоченных рамах, написанные в 1770-х гг. В 1869 г. в храме случился пожар, после которого в 1870-х гг. стены покрыли новой живописью. Многие композиции посвящены местной истории.

У западной стены внутри храма в 1894 г. установлен надгробный памятник архиеп. Волынскому Палладию, жившему Лавре на покое с 1889 г. (†1893), это – единственный православный архиерей, погребенный в Почаевской обители. В одном склепе с владыкой Палладием покоятся останки Федора и Евы Домашевских, перенесенные сюда из старого храма Св. Троицы, и граф Потоцкий.

Братский корпус

Сооружение представляет собой систему соединенных зданий, поставленных квадратом вокруг алтарной части Успенского собора и образующих внутренний дворик. В этот дворик ведут 2 сквозных прохода в Братском корпусе: один – в центре восточного крыла корпуса, другой – в небольшом членении, примыкающем к собору с запада. Во 2-й сквозной проход попадают через балюстраду (обойдя собор с юга), или через сам собор (используя доступное для мирян помещение к западу от алтаря). Против алтаря собора в центре дворика стоит часовня 900-летия Крещения Руси с копией Почаевской иконы Божией Матери. Чуть западнее сооружена часовня с колодцем прп. Иова (глубиной 46 м).

На линии часовни 900-летия Крещения Руси Братский корпус имеет по одному длинному выступу на запад и восток. Восточный выступ увенчан куполом, под которым находится храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Изначально этот храм назывался Свято-Троицким и помещался в западном крыле Братского собора, а на нынешнее место перенесен в 1860-х гг. и вновь освящен во имя Св. Троицы. В 1874 г. храм расписали. В 1875 г. на хорах храма, расположенных с северной стороны, создан придел в честь Победы Божией Матери 1675 г. над турками (по словам известнейшего историка Лавры, «певца горы Почаевской» протоиерея Андрея Хойнацкого, престол с таким посвящением уже существовал в обители до униатов, но был упразднен во время строительной эпопеи Потоцкого). Ныне в Похвальном храме совершаются молебны по желанию богомольцев, а также таинство Елеосвящения (Соборования). В западном крыле Братского корпуса размещен трапезный храм св. вмц. Варвары и св. равноап. княгини Ольги. Изначально и он назывался Свято-Троицким, а находился в другой части корпуса (однако в том же крыле). В 1860-х гг. храм переименовали в честь св. Варвары, в 1887-1888 гг. – перенесли на нынешнее место и переименовали в честь свв. Варвары и Ольги.

Балюстрада. Подземные храмы

Балюстрада-паперть вокруг южного фасада Успенского собора является местом, где в буквальном смысле слова открываются виды «с высоты птичьего полета». В 3 км к юго-востоку виднеется Свято-Духовский монастырь, в 14 км к юго-западу – стоящий на высокой горе католический монастырь в Подкамене; последний – не просто одна из окрестных архитектурных доминант: с кон. XVIII до нач. XX вв. на монастырь в Подкамене смотрели из Почаева как на ближайший «маяк» заграницы – между двумя населенными пунктами проходил рубеж Российской и Австро-Венгерской империй, эта черта разделяла и 2 исторических региона – Волынь (к которой принадлежит Почаев) и Галицию (к которой принадлежит Подкамень).

Обрамлением и опорой балюстрады служит высокая подпорная стена (на западе она соединяется с подпорной стеной террасы, спускающейся от собора и Братского корпуса к Св. вратам): за ее фасадом скрывается вся крутая часть южного склона горы. Стена оформлена как искусственный прямоугольный «мыс» и одновременно – дворец с мощным цоколем и 2-мя ярусами окон (благодаря такому архитектурному решению собор воспринимается как одно целое с подпорной стеной и кажется гораздо более высоким). Каждому ярусу окон стены соответствует галерея, обращенная южной стороной к свету, а северной опирающаяся на скалу.

На уровне цоколя и нижней галереи к подпорной стене примыкает прямоугольная пристройка, создающая дополнительную опору всему сооружению. Внутри этой пристройки помещается храм прпп. Антония и Феодосия Печерских. Верхнюю галерею занимает Пещерный храм прп. Иова Почаевского. Путь сюда начинается в западном сквозном проходе Братского корпуса – это длинный лестничный коридор в толще стены, подпирающей склон холма северо-западнее балюстрады.

В северной стене Пещерной церкви расположен грот, в котором находятся мощи и пещера прп. Иова Почаевского, а также мощи прп. Амфилохия. Занятая храмом галерея построена в 1774 г. Мощи прп. Иова положены здесь в 1780 г. Храм учрежден в 1786 г. и первоначально именовался Свято-Варваринским и Кладбищенским, т.к. на южном склоне холма погребали усопших (по преданию, на этом кладбище до своего обретения почивали и мощи прп. Иова). В 1858 г. при гроте установили престол в честь прп. Иова. Таким образом, в галерее стало 2 храма. В 1860-х гг. престол в честь прп. Иова перенесли на место Свято-Варваринского, а Свято-Варваринский занял место в Братском корпусе. С 1842 г. мощи прп. Иова лежат в серебряной раке, пожертвованной известной благотворительницей монастырей графиней Анной Орловой-Чесменской. В 1889 г. итальянский мастер Л. Менционе установил над ракой балдахин из белого мрамора. Пещера прп. Иова представляет собой сравнительно небольшую естественную пустоту неправильных очертаний в твердой горной породе. Здесь могут уместиться одновременно ок. 10 человек стоя, но и 1 не смог бы удобно сесть или лечь. Устье пещеры напоминает дупло, попасть в нее можно только ползком.

Колокольня. Собор Св. Троицы

К западу от Похвального храма Братского корпуса возвышается 65-метровая колокольня (1861-1871). К северо-востоку от нее – собор Св. Троицы. Он занимает место, где прежде стоял дом графа Потоцкого. Храм сооружен в 1906-1911 гг. по проекту Алексея Щусева. Прототипом послужил Свято-Троицкий собор XV в. в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре. Новый почаевский храм возводился в то время, когда образованные отечественные умы открыли для себя духовную красоту забытого зодчества и иконописи Древней Руси. Внутреннее убранство собора выдержано в древнерусских традициях. Часть росписей была выполнена в нач. ХХ в. Остальное завершено в 1970-х гг. Порталы храма украшены мозаичными панно, южное из которых сделано по эскизу Николая Рериха.

Преображенский собор. Здания гостиниц

Севернее колокольни, с запада на восток по краю плато протянулось старое здание гостиницы. Построенное в 1895-1896 гг. для типографии и изначально 2-этажное, оно позже было надстроено 3-м этажом и стало гостиницей. В нач. XXI в. ниже по склону воздвигнуто параллельное новое здание гостиницы. Западнее обоих гостиничных зданий в 2011-2013 гг. воздвигнут Преображенский собор.